Пятница, 2 апреля
12:30 — 13:00

Докладчик — Петр Силенок

Генеративная психотерапия опирается на основной процесс в работе с клиентом — инициацию генеративного мышления посредством моделирования желаемых состояний. Это способ, позволяющий достичь хорошего телесного самочувствия, душевного равновесия и духовного богатства. Практически вся существующая система ценностей вписывается в эту пирамиду соподчиненных и зависимых друг от друга составляющих блага (благодати). Роль психотерапевта заключается в организации генеративного мышления клиента или пациента. В прямую обязанность психотерапевта входит всяческое побуждение и инициирование мышления субъекта (клиента) в направлении результата, желаемого для него самого состояния. Важный итог такого «генеративного управления» — переосмысление и переоценка содержания и обстоятельств проблемной для субъекта ситуации.

Применение. генеративной психотерапии является валидным практически для всех форм так называемых психологических и психосоматических проблем здоровых в клиническом отношении людей. В основе этих проблем — нарушение когнитивной, эмоциональной и поведенческой сфер психики в силу экзогенно-социальных факторов (негативных особенностей социализации и воспитания). Эти нарушения отражают дефицит личностных и субъектных качеств и составляют суть «бытовых психопатологий» здоровых людей, которые приводят к заметным и порою очень тяжёлым формам дезадаптации и нарушений индивидуальной эволюции. В первую очередь это касается психотерапии таких сфер проявления индивидуальности как способность строить отношения с другими людьми, способность к самоорганизации и толерантности к систематическому стрессу, способностей к социальной мобильности и социальным достижениям.

Практика метода – это индивидуальная форма взаимодействия психотерапевта-консультанта с субъектом (клиентом). В рамке индивидуальной беседы реализуется система косвенного инициирования генеративного мышления субъекта. В первую очередь это система вопросов предметно-эвристического характера, ответы на которые предполагают выход субъекта за пределы фиксаций проблемного состояния. Данного типа вопросы фактически приобретают статус тестовых заданий для субъекта, то есть по отдельности они становятся самостоятельными эвристическими задачами для него. Будучи доступными для понимания и решения эти вопросы-задания в совокупности переводят субъекта в режим творческой заряженности на достижение желаемого для него состояния. Искусство психотерапевта как раз и заключается в определении желаемого и при этом доступного для субъекта уровня трудностей его творческой мыслительной активности. Наблюдается аналогия с известной «зоной ближайшего развития» Л. Выготского, но уже в психотерапевтическом контексте.